провинциальный шаман (nagval_22) wrote,
провинциальный шаман
nagval_22

  • Mood:
  • Music:

PROкино. Аватар

Долго думал, с чего начать. Вообще-то, мне это несвойственно. Я всегда пишу стремительно. А тут на тебе.

Поэтому вот. Начну с перечисления всего, с чем у меня ассоциировался фильм Джеймса Кэмерона "Аватар". Итак, с ходу, без особого напряга:

"Слово для "мира" и "леса" одно" Урсулы Ле Гуин; "Неукротимая планета" Гарри Гаррисона; "Солярис" Станислава Лема; "Танцы с волками" - c Кевином Костнером... Ну, и хватит, пожалуй.

Пандора. Это слово волновало умы земных фантастов всегда. Наверное, как только древнегреческий миф благодаря мультикультурным связям стал достоянием всего человечества, так и началось.

"Мой отец с такими хаживал и на Пандору, и на Яйлу" (с) Стругацкие. Планета-загадка, планета-шкатулка, скрывающая свои чудеса, главное из которых, казалось бы, знают все. МИР ЖИВ. ОН ЖИВОЙ. И то, что некоторые утратили связи с ним, поместив себя в искусственно созданную среду, вовсе не означает, что мир от этого стал механическим и бездушным.

Я уже наслушался этой херни о предсказуемом сюжете, о плагиате, о картонных персонажах. И знаете, что я скажу? В сказках сюжет предсказуем всегда. Сказки всегда повторяют пройденное, ибо по сути все они об одном. А персонажи сказок всегда понятны. В них мало полутонов и полутеней. Ибо сказки просты. Это вечные истории. А историй, по сути, всего четыре. Я не настолько умён, чтобы сказать об этом, как сказал Борхес.

"Историй всего четыре.
Одна, самая старая - об укреплённом городе, который штурмуют и обороняют герои. Защитники знают, что город обречён мечу и огню. А сопротивление безполезно; самый прославленный завоеватель, Ахилл, знает, что обречён погибнуть, не дожив до победы...
Вторая история, связанная с первой, - о возвращении. Об Улиссе, после десяти лет скитаний по грозным морям и остановок на зачарованных островах, приплывшем к родной Итаке...
Третья история - о поиске. Можно считать её вариантом предыдущей. Это Ясон, плывущий за золотым руном, и тридцать персидских птиц. пересекающих горы и моря, чтоб увидеть лик своего бога - Симурга...
Последняя история - о самоубийстве бога. Атис из Фригии калечит и убивает себя; Один жервует собой Одину, самому себе, девять ночей вися на дереве, пригвождённый копьём; Христа распинают римские легионеры.
Историй всего четыре. И сколько бы времени нам не осталось, мы будем пересказывать их в том или ином виде".

(с) Хорхе Луис Борхес, "Четыре цикла"

Кто сидел и смотрел на сюжет, тот не увидел целого мира, созданного командой Кэмерона. Кто искал заимствования, тот не заметил идеи. Кто рассматривал персонажей, тот пусть сходит на какой-нибудь "Пандорум" или "Чёрную молнию" и посмотрит, что нам впаривают под видом фантастики.

Историй всего четыре, да. Но я хочу добавить пятую, от себя. Можете считать её вариацией одной из этих четырёх. А можете - отдельной историей. Она, эта история - о сражении. О сражении машинной цивилизации, порождённой нами, и Живого мира. И, соответственно, тех, кто служит этой цивилизации, бездушному молоху, и тех, кто защищает Жизнь.

Как там сказал этой управляющий - "Больше, чем плохие новости, акционеры не любят только плохие квартальные отчёты о прибыли". Так, вроде? Ни о каком выживании Человечества речь в фильме не идёт, заметьте. Только о прибыли. Куда смотрели все те, кто в многочисленных рецензиях трындел о величайшей необходимости для людей добывать тот проклятый минерал, я не знаю. Я не увидел в фильме объяснения, почему эта концессия ТАК ВАЖНА для нашего вида. А значит - речь идёт о наживе. Эта история стара, как мир. И она близка мне, ибо чуть ли не первой фантастической книгой, которую я прочёл, были "Львы Эльдорадо" Фрэнсиса Карсака. Речь там шла фактически о том же. Только человек встал на сторону туземцев и Жизни без превращений, в своём, человеческом обличье. И концовка там не столь оптимистична. Как и во всех историях о столкновении бездушной машинерии (с её обслуживающим персоналом - "Сегодня всем ставлю выпивку!" (с) полковник Куаритч - празднующим уничтожение всего, что шевелилось) и Живого мира.

О каком предательстве вы треплете языки? Вы, живущие в преданном вами мире и носящие преданные вами собственные души - частицы этого мира? Подите нахер. Я - человек знания, не принимаю участия в столкновениях и войнах, если только это не борьба за мою собственную жизнь. Но если Та, которую народ Пандоры зовёт Эйва, распорядится так, что мне неизбежно придётся сделать выбор, то я открыто заявляю - я буду сражаться на стороне Жизни.

Я буду сражаться за индейцев, их прерии и дождевые леса. Я буду биться за атапасков и их безкрайнюю тундру. Я буду воевать за Народ и Живую планету. Ибо любая планета - это часть Мира. А тот, кто бьётся против мира, непременно проиграет. Рано или поздно.

К сожалению, у нас нет кинотеатра 3G, но я, видимо, поеду в Киев, чтобы посмотреть фильм Джеймса Кэмерона "Аватар" ещё раз. Потому что он для меня стал в один ряд с другими лентами о противоборстве двух мировоззрений - потребительско-негативистского и гармоничного, считающего Мир, который нас окружает, Живым.

П.С. И да, Макс, если наша бездушная цивилизация способна лишь калечить и уродовать Мир, то я присоединяюсь к тебе - она заслуживает гибели. Это, как и всё остальное, лишь вопрос времени.
Tags: ВЕЧНЫЕ ВОПРОСЫ, ЖАЖДА ЖИЗНИ, КИНОМАНАМ
Subscribe

Comments for this post were disabled by the author